Федеральная таможенная служба заявила о планах ускорить прохождение грузов через пункты пропуска: в перспективе весь процесс должен занимать не более 10 минут. Сейчас, даже при отсутствии рисков, транспортное средство тратит на границе в среднем около 56 минут.
По словам главы ФТС Валерия Пикалева, реализация задачи возможна благодаря трём ключевым направлениям:
- модернизации инфраструктуры пограничных пунктов;
- переходу всех ведомств к работе в единой информационной системе;
- максимальной автоматизации контроля и оформления.
От бизнеса потребуется заблаговременно предоставлять полные сведения о грузе. Это позволит таможне заранее проанализировать информацию через систему управления рисками и принять решение ещё до прибытия транспорта.
Классификация компаний по уровням риска
ФТС продолжает распределять участников ВЭД по уровням риска:
- Низкий риск — около 12,2 тыс. компаний (70,9% товаропотока). Проверка проводится после выпуска груза.
- Средний риск — порядка 98 тыс. компаний, контроль в основном документальный.
- Высокий риск — чуть более 7 тыс. участников, досмотр включает как документы, так и физическую проверку.
- Уполномоченные экономические операторы (УЭО) — компании, которые могут рассчитывать на дополнительные льготы.
Таким образом, надежные перевозчики и декларанты получают больше преимуществ, а процедура оформления для них становится быстрее.
«Зелёный коридор» и искусственный интеллект
В идеале уже при приближении к границе должно быть ясно, пройдет ли груз «зелёный коридор» (без задержек) или «красный» (при наличии рисков). В будущем, с развитием ИИ, возможна полная автоматизация процесса без участия человека.
Новые технологии: тесты на границе
Сейчас в ряде пунктов уже идут испытания новых решений:
- Дагестан, Тагиркент-Казмаляр — интегрированная система, объединяющая бизнес-процессы контроля.
- Забайкальск — инспекционно-досмотровые комплексы, позволяющие автомобилям двигаться через сканирующие арки со скоростью до 10 км/ч без остановок.
- К 2026 году подобные комплексы планируется установить на четырех дальневосточных пунктах пропуска.
Что это значит для бизнеса
Сокращение времени досмотра до 10 минут значительно снизит издержки перевозчиков и ускорит международные цепочки поставок. Для клиентов логистических компаний это означает:
- более быстрые поставки «от двери до двери»;
- снижение рисков задержек на границе;
- прогнозируемые сроки доставки и таможенного оформления.
Компания «КастомСервис» уже сегодня выстраивает логистику с учетом новых требований ФТС и обеспечивает клиентам оперативную доставку грузов с таможенным сопровождением.