Для многих российских предпринимателей вести бизнес с китайскими поставщиками — это идеальное решение. Благодаря развитой инфраструктуре и огромным масштабам производства, Китай давно стал незаменимым партнером для тысяч компаний. И что особенно радует новичков на рынке — в КНР можно найти действительно уникальные товары, которые пока в РФ еще никто не возит.
Однако в отношениях с Китаем возможны непредвиденные моменты и неочевидные нюансы, о которых лучше всего знать заранее. Именно о том, как их избежать и как начать успешную торговлю с китайскими партнерами, и расскажем в этом полном гайде.
Закупаемся в Китае: все “за” и “против”
Безусловно, у закупок в КНР много плюсов. Тем не менее, рассматривать только их было бы ошибкой, так как для решение о выборе этого направления бизнеса должно приниматься на основании максимально полной информации.
Итак, каковы же главные преимущества торгового партнерства с китайскими поставщиками?
- Экономия. Масштаб китайского производства очень велик, что позволяет держать цены за единицу товара низкими. Помогает и конкуренция — многие товары отличаются от своих аналогов весьма незначительно, и поэтому производители стремятся снизить цену.
- Можно найти все. Если какой-то товар существует в природе, вы найдете его на китайских рынках. Это касается как простых изделий, так и сложного оборудования — например, станков.
- Возможность заказать уникальный товар. Многие китайские производители предлагают изготовление уникальной продукции по вашим спецификациям.
- Транспортная инфраструктура. Китайский бизнес сотрудничает с российским уже не первый год, и существуют налаженные маршруты импорта всеми видами транспорта.
Теперь взглянем на минусы:
- Лучше всего говорить по-китайски. Китайские поставщики, как правило, предпочитают говорить на родном языке, так что даже знание английского не всегда вам поможет.
- Возможны проблемы с банковскими переводами. В КНР есть немало банков, которые отказываются принимать платежи из РФ, из-за чего вам может потребоваться платежный агент.
- Ненадежность отдельных поставщиков. Есть риск нарваться на недобросовестных поставщиков.
- Иногда инфраструктуры не хватает. Особенно в преддверии праздников транспортная инфраструктура может не справляться с увеличением спроса, что вызывает задержки.
Какую наценку на китайские товары выставляют российские предприниматели?
Может показаться, что экономия на доставке из Китая мало чем поможет: ведь во многих случаях приходится везти товар чуть ли не за полмира. Необходимо учитывать расходы на транспортировку, а также на растаможку. Неужели это действительно может быть так выгодно?
Но практика показывает, что ответ на данный вопрос — это безусловное “да”. Как правило, российские компании выставляют наценку на товары из Китая, которая доходит до 40%, а иногда и до 50%. При этом, эти товары пользуются в России на маркетплейсах большим спросом и не выделяются повышенными ценами.
Фабрика vs. посредник: что выбрать?
Два основные способа закупок в Китае — это работа напрямую с фабриками и с посредниками. У каждого есть свои преимущества и недостатки.
Говоря о фабриках, главный плюс — это возможность заказать уникальный товар под ваши нужды и на основе ваших лекал или чертежей. Это даст вам значительное конкурентное преимущество, но и, конечно, обходится куда дороже. В то же время, фабрики предлагают и готовую продукцию.
Тем не менее, надо помнить и о недостатках. Первый и самый существенный — это языковой барьер. На китайских фабриках очень редко бывают специалисты (в том числе и продажники) со знанием иностранных языков. Также для многих предпринимателей минусом является невозможность осуществить мелкий заказ.
Покупка у посредника хороша тем, что вы можете закупать даже мелкие партии товара. Кроме того, среди посредников намного больше людей, говорящих по-английски.
С другой стороны, весь товар у посредников, понятно, неуникальный.
Что лучше всего закупать в Китае?
Как мы уже упоминали, в КНР производится практически все. Если вы пока не знаете, что именно возить вам, то вот список наиболее востребованной в РФ продукции:
- Одежда и аксессуары. Сколько бы ни было на рынке поставщиков китайской одежды, вы всегда сможете найти свое место в этой нише.
- Электроника. Смартфоны, умные часы, компьютеры, планшеты и другие гаджеты, а также всевозможные аксессуары к ним также пользуются стабильно высоким спросом.
- Автозапчасти и товары для машин. Практически все детали являются хорошим выбором для экспорта, так как их цена, а также доступность аналогов для дорогих брендов вызывают неизменный интерес автолюбителей.
- Товары для дома. Сюда относятся как предметы интерьера, так и бытовая химия.
- Товары для мам и детей. Это и игрушки, и разнообразные бутылочки и соски, и детская одежда.
Конечно, это совсем не значит, что товары из других категорий ввозить в Россию не имеет смысла. Однако эти — наиболее популярные.
Как выбрать поставщика?
Если у вас нет рекомендаций от компаний, которым вы доверяете, то вам придется подбирать поставщика самостоятельно. При этом следует помнить о рисках и тщательно подходить к данному процессу.
Оптимальным способом является поиск производителя на китайских маркетплейсах. Они предназначены для бизнес-отношений, и многие из них предоставляют возможность проверить надежность поставщика. Вот основные из них:
- Alibaba. Крупнейший B2B-маркетплейс в Китае. Предоставляет гарантии покупателям через систему Trade Assurance, которая позволяет, в том числе, получить возврат средств. Есть русскоязычная версия.
- 1688. Отличается отличным выбором товаров и разумными ценами, однако требует знания китайского языка.
- Made-in-China. Данный маркетплейс предоставляет покупателю возможность связаться с поставщиком напрямую, а также защищает его от недоброкачественных поставок.
- DHGate. Полезное отличие этой площадки — это ее ориентированность на международную торговлю.
На всех этих и других платформах есть возможность прочитать отзывы на поставщика, однако желательно этим не ограничиваться и изучить его подробнее. В идеале, стоит запросить документы о регистрации компании в Национальной системе публичной информации о кредитоспособности предприятий. Помимо того, вы можете также запросить реквизиты и удостовериться, что счет открыт действительно на компанию.
Ведем переговоры: что нужно знать
Первое, о чем нужно помнить всегда, — это о необходимости нанять переводчика. Даже если ваш контрагент разговаривает по-английски или даже по-русски, вам все равно потребуется составить контракт на двух языках, включая китайский.
Также необходимо иметь в виду разницу в менталитете. Китайским поставщикам порой свойственно не отвечать на все поставленные вопросы — поэтому старайтесь задавать их постепенно.
Как оплатить товар
Многие российские предприниматели сталкиваются с проблемами на этапе перевода денег в КНР. Это и задержки при зачислении, и отказ банков принимать платежи, и скрытые комиссии.
Поэтому оптимальным решением в таком важном вопросе является обратиться к профессиональным услугам переводов в Китай от компании “КастомСервис”. Так вы сможете всегда быть уверены, что не возникнет никаких накладок.
Доставляем товар в РФ
После заключения договора, оплаты и проверки товара остается импортировать его на территорию России. Этот процесс включает в себя несколько основных фаз:
- Выбор вида транспорта. В зависимости от вашего бюджета, срочности и географического положения вы можете выбрать авто-, авиа-, железнодорожный или морской транспорт.
- Оформление документов, а именно накладных и упаковочного листа.
- Страхование груза. Крайне важный момент в международных перевозках, способный защитить ваши интересы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.
- Прохождение таможенного оформления. Это и проставление кодов по ТН ВЭД, и другие взаимодействия с таможней.
Все эти ответственные моменты можно проделать и самому, но при отсутствии опыта есть риск что-то упустить и тем самым вызвать задержки и издержки.
По этой причине оптимальным выбором для организации импорта из Китая в РФ будет проверенная и надежная логистическая компания “КастомСервис”. Мы в точности знаем все тонкости международной торговли с Китаем и предоставляем полный спектр услуг.
Подводя итоги, стоит сказать, что закупки товаров в Китае — это огромный потенциал для российских компаний. Благодаря своим низким ценам, широкому выбору и налаженным торговым маршрутам, они предлагают хорошую возможность вывести свой бизнес на качественно новый уровень. Закупаясь в Китае, вы приобретете существенное конкурентное преимущество — особенно в том случае, если грамотно подберете категорию товаров и найдете надежного поставщика.